Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете – повышение качества и эффективности образовательной деятельности.
Основным направлением методической деятельности школы является работа над единой методической темой «Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС и ФОП» на 2023-2026г.г.
Цели: повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности педагогов для успешной реализации ФГОС, ФОП и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, освоение педагогами инновационных технологий обучения.
Задачи:
- совершенствовать условия для реализации обновленных ФГОС начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и ФОП общего образования;
- создавать условия (организационно-управленческие, методические, педагогические) для обновления основных образовательных программ НОО, ООО и СОО образовательной организации, включающих три группы требований, в соответствии с ФГОС (3 поколения) и ФОП;
- совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями;
- активизировать работу по выявлению и обобщению, распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов;
- совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов;
- обеспечивать методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами;
- создавать условия для самореализации учащихся в образовательной деятельности и развития ключевых компетенций учащихся;
- развивать и совершенствовать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности;
- развивать ключевые компетенции учащихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения.
2023/2024 учебный год
1 год реализации единой методической темы школы
«Современные требования к качеству урока – ориентиры на обновление содержания образования в условиях реализации обновленных ФГОС и ФОП»
Цель: повышение теоретических и практических знаний педагогов в области методики проведения современного урока и его общедидактического анализа.
Методическая работа ведется по следующим направлениям:
Работа с кадрами: курсовая подготовка, работа с молодыми специалистами, аттестация педагогических работников, обобщение и распространение опыта работы, предметные недели, методические семинары, методические советы, тематические педагогические советы, работа методических объединений. Цель: повышение уровня педагогического и методического мастерства педагогов;
Работа с одаренными детьми. Цель: выявление одаренных детей и создание условий, способствующих их оптимальному развитию. Для развития интересов учащихся и раскрытия их творческого потенциала в школе проводятся предметные недели, конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции. Их цель - пробудить интерес к учебным предметам, углубить и расширить знания, полученные на уроках. Для выявления одаренных детей и создания условий, способствующих их оптимальному развитию, реализуется программа «Одаренные дети».
Формы работы:
- тематические педагогические советы;
- заседания методического совета;
- школьные методические объединения;
- работа творческих групп;
- предметные недели;
- аттестация педагогов;
- методические семинары;
- марафоны учебных занятий;
- работа педагогов над темами самообразования;
- работа педагогов по индивидуальным образовательным программам;
- курсовая подготовка;
- организация работы с одаренными детьми;
- педагогический мониторинг;
- разработка методических рекомендаций в помощь учителю по ведению школьной документации, организации, проведении и анализу современного урока; систематизация имеющегося материала, оформление тематических стендов;
- проведение единого методического дня.
В школе работает методический совет, в состав которого входят члены администрации, руководители школьных методических объединений.
В рамках реализации модели методической работы в школе каждый педагог составляет индивидуальную образовательную программу на год, в которой определяет методическую тему, цели на учебный год и задачи, определяет успехи и трудности в своей работе и составляет индивидуальный образовательный маршрут.
Важным направлением методической работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через систему повышения квалификации. Для повышения профессиональной компетентности составлен план курсовой подготовки.
Для совершенствования профессионального мастерства каждый педагог является членом методического объединения, входит в состав какой-либо творческой группы, занимается самообразованием по выбранной им самим теме, изучением материалов и документов, представляющих профессиональный интерес; создает собственные базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок.
В школе работает четыре методических объединения:
- ШМО учителей начальных классов – руководитель Ненаженкова Ольга Николаевна, учитель начальных классов, учитель 1 квалификационной категории;
- ШМО учителей гуманитарного цикла – руководитель Илык Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, учитель 1 квалификационной категории;
- ШМО учителей естественно-математического цикла – руководитель Анахова Наталья Александровна, учитель биологии, химии, учитель высшей квалификационной категории;
- ШМО классных руководителей - руководитель Журавкова Татьяна Александровна, советник директора по воспитательной работе, учитель высшей квалификационной категории
Цель деятельности методического объединения — создание условий для творческой работы, развития и формирования личности, практического решения проблем межпредметных связей, выработки единых педагогических требований к изучению близких и смежных разделов, тем.
Каждое методическое объединение работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей деятельности ориентируется на организацию методической помощи педагогам. Определены цели, задачи, составлены планы работы на год.
Вопросы повышения функциональной грамотности обучающихся являются приоритетным направлением в реализации нацпроекта «Образование». В связи с этим составлен план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, созданы творческие группы по проблемам формирования функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной.
Важным направлением методической работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через создание условий для трансляции освоенного опыта: выступления педагогов на различного уровня методических объединениях; участие в семинарах, конференциях и форумах; подготовка публикаций для профессиональных изданий и сборников материалов конференций; участие в открытых неделях (декадах и др.) в формате мастер-классов и открытых уроков; разработка контрольно-измерительных материалов.